Жемчужины Карнатаки – Биджапур, Айхоле, Паттадакал, Бадами

 Есть у Гоа интереснейший сосед – штат Карнатака. Само слово Карнатака звучит маняще и таинственно. Будто ветер гуляет в трещинах стен древних храмов и забытых крепостей на выжженных солнцем склонах гор. Побывать в Карнатаке человеку пытливого ума и интересующемуся культурой и историей Индии просто необходимо. Материковая Карнатака известна гоанским туристам благодаря широко рекламируемым в Гоа экскурсиям в Хампи  — бывшую столицу империи Ваджаянагара. Но не менее интересна поездка к другим достопримечательностям Карнатаки  — городам Биджапур, Айхоле, Паттадакал и Бадами. Благодаря этим городам, Карнатака признана сокровищницей индийской архитектуры. Карнатака разнообразна и таинственно захватывающая. Не зря официальный слоган департамента туризма Карнатаки звучит: «Один штат. Много миров».

Дорогами Карнатаки
Путь к достопримечательностям Карнатаки лежит через горную гряду Западных Гат, высота которых достигает здесь более 1.5 километров. Граница  между Гоа и Карнатакой представляет собой всегда поднятый вверх шлагбаум – если внимательно не смотреть, то границу и не заметишь. Машина постепенно начинает карабкаться на склоны Гат. Покрытые джунглями округлые вершины обступают петляющую сотнями серпантинов дорогу. Лес подступает вплотную к машине и отлично видна разница в растительности побережья и горной гряды.

Лес здесь широколиственный, чем-то напоминающий наши родные крымские буковые леса при подъеме на гору Ай-Петри. Но в этот индийский лес совершенно не хочется идти гулять. Он не злой, но настороженно выжидающий. Зайдешь на 100 метров вглубь и можешь встретиться с десятком неизвестных и не ожидающих внедрения в свой мир хозяев джунглей. Дорога местами без асфальта и вечная красная индийская пыль плотным облаком окружает машины и автобусы, застывая на листьях придорожных деревьев.

Подъем неожиданно заканчивается и серпантин скатывает машину на противоположную сторону гряды. Дорога выравнивается, меняется ландшафт, природа, климат, вид местных жителей – мы будто в совершенной другой стране. Так и есть, Карнатака – это уже совершенно иная Индия. Это не Гоа с его курортной зоной, влажными лесами, католиками, высокими для Индии ценами, быстрым ритмом жизни. Вернее, Гоа – это не совсем Индия. А вот в Карнатаке как раз начинаешь видеть  Индию своими глазами и совсем близко.

Люди здесь совершенно иные, чем в Гоа. Во-первых, они почти не говорят по-английски. Главный язык штата, на котором разговаривают около 70% населения, называется каннада. Еще говорят на  урду (10%) и телугу (8%). Соответственно наш английский вперемежку с русским здесь был совсем не родным языком. Кстати, население этого штата более, чем население Украины —  52,7 млн чел. Значительная часть карнатакцев – мусульмане, что после Гоа очень непривычно. Мусульманские одежды на мужчинах, чадра на женщинах, по имени сплошные Муслимы и Али, алкоголь не пьют, табак не курят, едят практически только вегетарианскую пищу. Более 60% населения занято сельским хозяйством и это видно сразу при спуске со склонов Западных Гат.

Дорога из Гоа до Бадами-Биджапурских памятников проходит по равнинной части плоскогорья Декан. Ландшафт здесь совсем не похож на гоанский. Кустарниковые засушливые формации с кактусами и одиночными деревьями акаций очень похожи на африканские виды, а местами напоминают родные крымские дороги на южном побережье. Там где человек отвоевал у индийской природы засушливые равнины, простираются поля. Причем поля не каких-то экзотических растений, а вполне родных славянских культур.  До горизонта яркие подсолнечниковые и кукурузные поля вносят разлад в понимание ситуации и ничем не отличаются от какой-нибудь украинской Волынщины или Херсонщины. И лишь чередующиеся между полями заросли сахарного тростника да копошащиеся буйволы возвращают назад в Индию.

На пустынных дорогах Карнатаки можно увидеть деревеньки, соседствующие с огромными старинными крепостями. Причем крепости эти совершенно не посещаются туристами и, возможно, никак не изучены историками. Войны и катаклизмы не смогли разрушить уникальные памятники человеческой истории, которые сохранились  практически не тронутые временем. Глядя на форты и крепости в пустыне с сожалением осознаешь, что  многие объекты нашего европейского мира даже рядом не стоят с идеальной сохранностью и масштабами индийских.

Иногда между полями кукурузы клубят дымом трубы заводов. Здесь производят цемент и железную руду, перерабатывают различное сырье, вырабатывают сахар из тростника. Огромные грузовики, доверху плотно набитые сахарным тростником и спешащие на заводы и склады, — характерная черта карнатаковских дорог. Здесь вполне реально увидеть на трассе слона или процессию индийских музыкантов,  производство кирпичей из придорожной глины или стирку десятков людей в какой-то речушке. А завернув на чашечку чая в придорожный индийский кабачок, заметить на стене за спиной кассира рабочее английское ружье против воров.

Биджапур – индийская Мекка.

В Биджапур въезжаешь как-то быстро и сразу. Вот за окном летели деревеньки и поля и вдруг среди белых домиков с плоскими крышами возвышаются купола мечетей и мавзолеев. Это – некогда мощная и грозная столица  Биджапурского султаната, господствующего в этих местах в 1490-1686 годах.   Краткая история города выглядит так: «Город известен с давних времен, первое упоминание о нем относится к X веку. В 1336 г. в Центральной Карнатаке было основано царство Виджаянагар, за короткое время выросшее в самую могущественную индуистскую империю в средневековой Индии. Главным соперником Виджаянагара стала возникшая примерно в то же время мусульманская держава Бахманидов (1347-1518).

В 1294 году город стал одним из провинциальных центров государства Бахманидов. После ее распада мусульманские султанаты Ахмаднагара, Биджапура и Голконды продолжили борьбу с Виджаянагаром, завершившуюся победой в битве при Таликоте (1565г.). В дальнейшем султанат Биджапура правил всей Северной Карнатакой, в то время как ее южной частью управлял махараджа Майсура из династии Водеяров. Эта династия царствовала почти непрерывно с 1399 г. вплоть до обретения Индией независимости. В 1956 году был образован штат Майсур, большинство населения которого составил народ каннада. В 1973 году штат переименовали в Карнатаку».

Нынешний Биджапур – небольшой (270 тыс. населения) провинциальный городок штата Карнатака, где прошлое тесно вплетено в реалии современной классической индийской жизни. Почти вся застройка одно и двухэтажная, побеленные дома с плоскими крышами характерны для мусульманской архитектуры. Часто встречаются двухэтажные домики почти столетнего возраста с каменным первым этажом и деревянным вторым. Это влияние английской культуры. Окна и балконы украшены деревянной резьбой, что странно напоминает купеческие дома где-нибудь в центре России. Запущенность и разруха фасадов этих домов такая же, как в российской глубинке.  

Улочки узкие и пыльные – здесь нет той свежести воздуха как в Гоа. Одно из сильных впечатлений от улочек Биджапура – огромное количество свиней всех мастей и размеров. Свинки черного окраса лежат везде – в пыли, в лужах, на порогах домов, на стоянках такси, у ворот древних мечетей. Свиней в Биджапуре намного больше, чем коров и собак, не говоря уже о кошках. Коровы здесь все с длинными рогами, раскрашенными в красный  или зеленый цвет в угоду каким-то местным традициям.  Рикши в Биджапуре возят не только на тук-туках, но и на лошадиных повозках. В такую повозку-фаэтон помещается пара человек. А на главной улице города у забора можно воспользоваться настоящим уличным открытым туалетом с писуарами, рассчитанным на дюжину посетителей!

Туристический Биджапур для европейца еще только развивается. В Биджапуре есть несколько условно приличных отелей — ни на какие звезды они, конечно, не тянут. Ресторанчики при отелях вегетарианские, без алкоголя. Поэтому если вы хотите выпить вечерком, чтобы прийти в себя после осмотра биджапурских мечетей, захватите все с собой из Гоа. Белых туристов здесь не много и каждый из них становиться объектом внимания местных.

Над пыльными и грязными улицами городка возвышаются купола мечетей, стены древнего  форта и огромная статуя Шивы. Историческая часть города называется Наураспур и окружена она мощными крепостными стенами (длина их около 10 км, а высота 9-15 м). В центре исторической части расположены основные достопримечательности Биджапура: мавзолей Мухаммеда Адил-шаха Гол-Гумбаз («Круглый дом», 1656-1660 гг) с огромным (внешний диаметр 44 м) куполом; мавзолей (1615 г.) Ибрагима II Адил-шаха, трехэтажные ворота Михтари-Махал (около 1620 г), Соборная мечеть (1570-1686 гг.) и другие мечети. Всего в Биджапуре сохранилось более 50 мечетей.

 Чтобы хорошо осмотреть Биджапур понадобится не более 2-3 дней, но столько времени у туристов часто не бывает и на осмотр города уходит лишь полдня.  

Первая достопримечательность, которая привлекла наше внимание при въезде в город – красивейший мавзолей Ibrahim Roza. За это сооружение Биджапур часто называют «второй Агрой» и считается, что прототипом Тадж-Махала послужила именно Ibrahim Roza.  Вход сюда открыт ежедневно с 6.00 до 18.00.  Вокруг комплекса колоритные кривые пыльные улочки с копошащимися свиньями и детьми. Раздолье для фотографа-любителя этнографии. Цена на посещение мавзолея как везде в Индии несправедлива для туристов, но приятна для местного населения – 250 рупий иностранцам и 5 рупий для индийцев. Еще вас попросят снять обувь при входе и заплатить потом за это несколько рупий.

Сейчас мавзолей и мечеть – это ажурные кружева на минаретах, искусные купола, колоннады, в которых прячутся стайки радужных попугаев. Двери и окна комплекса украшены надписями из Корана. Считается, что это – лучшие образцы этого стиля в Индии. Посреди мавзолея стоят гробницы. Перед входом разбита великолепная идеально подстриженная лужайка, где возлежат на газонной траве семьи индийцев. Построен мавзолей был в 1626 году и являлся усыпальницей султана Биджапура —  Ибрагима Адиль Шаха (шестого правителя из династии Адиль-Шахов), возможно построен его любимой женой.

По пути от Ibrahim Roza к главной достопримечательности Биджапура –  комплексу мавзолея Gol Gumbaz, где похоронен седьмой султан Мухаммед Адил Шах (1627-1657гг), турист посещает еще несколько памятников. Крепостные стены средневекового Биджапура сохранились практически идеально и пересекают весь современный город. Наиболее интересен «Львиный бастион» (Burj-i-Sherza), находящийся в центре города – бывшие западные ворота Биджапура. В кладку фронтальной части бастиона вставлены изображения двух львов. А на вершине бастиона находиться одно из мировых чудес фортификационного дела – гигантская пушка  Malik-i-Maidan, что переводиться как «Повелитель равнин».

Длина этой пушки 4,3 метра, диаметр 1.5 метра, а вес 55 тонн! Эта пушка использовалась в грандиозном сражении между Виджаянагарской империей и Биджапуром при городе Таликот в 1565 году. Есть информация, что после того как пушкари зажигали запал, им приходилось прыгать в ров,  чтобы не оглохнуть от чудовищного выстрела пушки.  Отлита она была в 1551 году в Ахмаднагаре. В Биджапур на бастион ее установил Муххамед Адил Шах в 1632 году при помощи 400 буйволов, 10 слонов и целого батальона солдат.

Пушка украшена орнаментами, каллиграфическими арабскими письменами и рельефом льва, проглатывающего слона и козу. Считается, что слон символизирует индуизм, а лев – ислам. Таким образом, пушка – оружие ислама против индуизма. Пушка Mulukmaidan Tof состоит  из смеси пяти металлов имеющих название panchaloha и имеет зеленоватый цвет окислой меди. С вершины бастиона открывается панорама на город, пересекающие его древние стены. купола мечетей и мавзолеев.

Недалеко от Львиного бастиона над городом возвышается еще одна примечательная башня —  Upali Buruz, которую построил Хайдер Хан 1583 году. Хайдер Хан был верховным главнокомандующим правителя Али Адил-шаха. Это здание возвышается на высоту 95 футов. На вершине башни находятся три пушки, самая длинная из которых достигает 30 футов, 8 дюймов. Пушки использовались для защиты города.

Ну а самая основная достопримечательность города – это Gol Gumbaz, мавзолей Муххамеда Адил Шаха. Gol Gumbaz – самый посещаемый туристами комплекс в Биджапуре. Вход на территорию комплекса стоит 250 рупий для иностранцев и 5 рупий для местных. Купол мавзолея Адил Шаха – второе по величине культовое сооружение в мире, после купола базилики Святого Петра в Риме. Гол Гумбаз — архитектурное чудо Индии. Массивный купол, поддерживаемый огромными колоннами, имеет диаметр 144 метра при площади зада 170 кв. метров. Строительство здания, по углам которого высятся ажурные восьмиугольные минареты, заняло почти 30 лет (1626-1656 гг).

Самая интересная особенность мавзолея – верхний этаж – так называемая «Шепчущая галерея». Она обладает фантастической акустикой и если повторить любой звук, даже шепот, то тот отзовется множеством раз через расстояние 38 метров. Чтобы попасть в галерею, нужно подняться по винтовой каменной лестнице внутри минарета. Отсюда открывается потрясающий вид на город и на нижний зал мавзолея. Если прийти сюда к самому открытию комплекса, то можно проверить чудесные акустические свойства «Шепчущей галереи». Но уже с появлением здесь первой группы индийских туристов, галерея превращается в «базар-вокзал». Индийцы кричат, хлопают, визжат, пищат, радуясь громкости звука и многократному эху. Через пару минут нахождения в этой шумовой атаке, становиться очень тревожно и даже страшно. Наверное, именно так кричат грешники в Аду.

На первом этаже мавзолея покоиться султан со своими двумя женами, дочерью, внуком и индуистской любовницей  по имени Rambha. Любовница покончила собой, бросившись со второго этажа галереи, чтобы доказать султану свою любовь в ответ на  заявление о сомнении в ее привязанности.   

Помимо мавзолея на территории комплекса расположен музей, вход в который стоит 5 рупий. На двух этажах музея расположилась экспозиция, рассказывающая об истории Биджапура. Скульптуры, пергаменты, оружие, документы в музее фотографировать запрещается. Но разве что-то может сдержать пытливого путешественника? Парочку фото уникальных экспонатов скрытой камерой удалось сделать.

Еще одна интересная мечеть города – «пятничная мечеть» — Jumma Masjid. Эту, одну из красивейших в Индии мечетей, начал строить Али Адиль Шах в честь победы над Виджаянагаром в битве при Таликоте (1565 г.). Главный молитвенный зал мечети венчает центральный купол, окруженный 33 куполами меньшего размера. Простота и лаконичность характеризуют зал, разделенный арками и рядами широких белых колонн. На стенах и михрабе сохранились необычные геометрические орнаменты, остатки желтой, голубой и зеленой плитки. Стены покрыты позолотой и изысканной каллиграфией. Мраморный пол зала выложен решеткой из 2250 прямоугольников, называемых «мусалла» (молитвенный мусульманский коврик). Они были добавлены в мечеть могольским императором Аурангзебом, чтобы компенсировать пропажу бархатных ковриков, длинных золотых цепей и других ценностей, изначально содержавшихся в молитвенном зале.  Сейчас это действующая мечеть, вход в нее бесплатный.

Это основные достопримечательности, которые видит турист за день пребывания в Биджапуре. Но не мене интересны для осмотра и другие бастионы, мечети и мавзолеи города. Поэтому здесь вполне можно задержаться на несколько дней, если вы увлекаетесь мусульманской историей, архитектурой и этнографией. Когда-то мусульманский лев победил здесь индуистского слона. Сейчас же все религии и культуры живут в Биджапуре в мире. Но современные индуисты постарались возвести не менее грандиозное сооружение, чем бывшие султанские мавзолеи и минареты. На северном  выезде из города возвышается грандиозная статуя бога Шивы. Фигура Шивы достигает 85 футов высоты и является второй по величине в Индии, после статуи Шивы в Гокарне. У скрещенных в позе лотоса ног Шивы находиться действующий небольшой храм этого Бога. Инициатором возведения грандиозной статуи бога и спонсором проекта выступила семья Shri Basanthumar. Статую Шивы из бетона и металла в течение года возводили шесть мастеров и более сотни  помощников.

Территория, где восседает Бог Шива – настоящий оазис среди  пустыни. Лужайки с детскими площадками, скамеечками, статуями богов и животных, цветники и кустарники, небольшие сувенирные и продуктовые магазинчики – это любимая зона отдыха для многих горожан.  Особенно хорошо приехать к статуе Шивы ранним утром к самому открытию комплекса. Людей здесь еще нет, утренняя прохлада и тишина зеленого оазиса посреди пыльного города радует и наслаждает. Вход на территорию стоит 5 рупий, фотосъемка 20 рупий, видеосъемка 50 рупий.

Подойдя за благословением к Шиве, туристы покидают  Биджапур и направляются в сторону других достопримечательностей Карнатаки. К старинным храмам совершенно другой цивилизации.

После посещения Биджапура туристы отправляются в небольшие карантакские деревеньки, лежащие недалеко друг от друга  – Айхоле, Паттадакал и Бадами. Паттадакал расположен в 12 километрах от Айхоле,  и в 29 километрах от Бадами. Когда-то давно эта местность входила в грозное и могущественное княжество Чалукьев. А нынешние деревни в разное время являлась столицей княжества. Княжество владело огромным землями на юге и в центре Индии, а их столицы являлись настоящими шедеврами восточной храмовой архитектуры  ьб

Сейчас в районе Айхоле-Бадами-Паттадакал сохранилось несколько сотен древнейших индуистских и буддийских храмов, состояние многих из которых почти идеальное для такого возраста. Здесь нет такого количества изуродованных исламскими завоевателями изображений индуистских богов, барельефов и статуй, как в Хампи. И многие храмы здесь красочнее и  интереснее, чем в популярном у гоанских туристов Хампи.  Во многом благодаря чудесной сохранности храмовых комплексов и их количеству Паттадакал в 1987 году был внесен в список Всемирного наследия  ЮНЕСКО.

В ранний период существования княжества Чалукьев их столицей стал город Айхоле. После того как столица была перенесена в Бадами, Айхоле стал выступать культовым и ритуальным центром империи и здесь развернулся второй мощный этап строительства храмов.  Время первого этапа относят XII  веку нашей эры. Сейчас в Айхоле и окрестностях сохранилось около 100 древних храмов. В центре деревеньки находиться комплекс, обнесенный стеной, на территории которого около 30 храмов. Вход в этот комплекс находиться у автобусной остановки, являющейся и центром деревеньки. Здесь же парочка магазинчиков, и индийских фаст-фудов, которые так же спасают голодных туристов. Вокруг снуют свинки, коровы, ярко раскрашенные трактора и грузовички селян с ревущей из колонок развеселой индийской музыкой. Утром дети спешат в школу, таща за собой портфели с тетрадками и обязательной бутылкой питьевой воды. Как и везде в Индии стены сельского совета — панчията, полиции, школы разукрашены веселыми яркими картинками.

Туристская инфраструктура тут не развита, но на автобусной площади у большого дерева мальчишки будут предлагать путеводители по Айхоле-Бадами-Паттадакалу. Путеводитель вполне сносный и подробный, переведен с местного языка каннада на английский. Стоит реально 50 рупий (на книжке написан прайс), хотя вам будут настойчиво предлагать его за 100. Вход в комплекс стоит 250 рупий для иностранцев и еще просят деньги за фотосъемку. За процессом покупки билетов следит строгий страж из туристической полиции с надписью на шевроне «Green police».

Храмы Айхоле сохранили на своих стенах во многих местах практически идеально сохранившиеся барельефы и рисунки. Почти в каждом храме сохранился базальтовый Шивалингам. На территории комплекса полностью сохранился священный водный резервуар-бассейн с водой. Интересно посетить небольшой археологический музей (5 рупий вход) и  лапидарий у его стен. А под конец прогулки среди древнейших храмов Чалукья, вдруг выяснился интересный факт. Оказывается, территория комплекса сквозная – с заднего двора свободный выход на улицу, забор в принципе отсутствует по периметру метров 300. Так что вполне можно сэкономить 250 рупий за вход, чем некоторые из нашей компании и воспользовались. 

Следующий пункт остановки – деревня Паттадакал, некогда мощная столица  империи Чалукья на заре ее существования. Именно в Паттадакале находится знаменитый архитектурный комплекс VIII века, представляющий из себя апогей в развитии индуистского стиля весара в храмовой архитектуре. Храмовый ансамбль Паттадакала был в 1987 году внесен ЮНЕСКО в перечень объектов мирового наследия. На стенах храмов Паттадакала сохранились искусно вырезанные в камне фигуры индуистских божеств, иллюстраций к древним эпосам. Почти в каждом храме стоит базальтовый Шива-Лингам. А в одном из храмов – огромная фигура священного быка Нанди, перед которым сидит священник и постоянно возносит молитвы.

После Паттадакала дорога приводит в город Бадами. Здесь живет уже больше 25 000 человек и это не такая захолустная  деревенька, как Айхоле и Паттадакал. В Бадами даже есть несколько отелей, большие магазины. Отели здесь вполне кстати, так как на вдумчивый осмотр памятников Бадами одного дня мало.

Известность Бадами принес грандиозный пещерный храмовый комплекс V – VI веков в скалах над городом. Вход в комплекс стоит 100 рупий для иностранцев. Лишь только вы остановитесь на площадке перед входом в комплекс пещерных храмов, на вас со всех сторон налетят вездесущие обезьянки! И уж берегите все вкусненькое, что есть у вас в руках! Иногда лучше отдать лакомство, когда взрослая обезьяна настойчиво будет протягивать  лапу и прыгать в вашу сторону. Обезьяны тут везде – и на скалах, и в храме, и на улочках, и даже стаями бегают по двору находящейся тут же городской школы. Не меньше, чем обезьян тут свиней, которые иногда устраивают перепалку друг с другом.

Посещение пещерного комплекса занимает не более получаса, но за это время турист получит огромную долю наслаждения шедеврами древних храмовых каменотесов. А с пещер открываются завораживающие взгляд и удивляющие разум виды на окрестности. На горы с древним  фортом и храмами на вершине, на огромное озеро у подножия скалы и на современный городок Бадами – лабиринт узких улочек между ярко-белыми одноэтажными домами.

В комплекс пещер входит четыре храма — один посвящен Шиве, два посвящены Вишну и его аватарам, и еще один храм – джайнистский. В первой пещере находиться знаменитое изображение Шивы в его космическом танце, где он принимает 81 позу. Это изображение танцующего Шивы является одним из туристических символов  Бадами. Второй храм имеет изображения бога Вишну и его инкарнаций. В третьем храме, так же посвященном Вишну, привлекают взгляд искусно вырезанные в скале барельефы, которых к счастью не коснулась рука вандалов времен исламских завоеваний.

Из пещер открывается замечательный по красоте вид на озеро риши Агастьи и раскинувшийся у подножия скал городок. На противоположном от пещер берегу озера риши Агастьи на скалах мощно держаться за опаленные временем и зноем камни стены древнего форта Бадами. У подножия форта для осмотра интересны несколько древних индуистских и более поздних мусульманских храмов, а так же местный археологический музей.

Если у вас есть время, то обязательно обойдите озеро по периметру. С озером связана легенда, в которой говориться о некогда живших здесь демонах  Ватапи и Ильвала. Они охотились на прохожих и ели бедолаг. При чем заманивали людей весьма оригинальным способом. Старший демон, Ильвала, превращал Ватапи в маленького жареного ягненка и предлагал вкусное мясо человеку. Когда человек съедал мясо, Ильвала звал брата по имени и тот появлялся, разрывая тело человека на части. Так развлекались демоны достаточно долго, пока им не попался святой Агастья, проходивший в этих краях. Агастья съел мясо ягненко и успел переварить его до того, как Ильвала позвал брата.

Берега озера (кроме того, что подходит к скалам с пещерами) забраны в ступенчатые каменные террасы. Если раньше эти террасы использовались больше в культовых целях для спуска к священному водоему, то нынешние жители Бадами здесь стирают и сушат белье.   Стирка и сушка белья в Индии тоже очень оригинальное зрелище. Здоровые мужчины ожесточенно бьют грязное белье о древние ступени, женщины полощут и  раскладывают на ступенях свои 7-ми метровые разноцветные сари.

На одном из берегов озера среди камней выглядывают странные нелогичные для данного места фигуры древних людей, зверей, богов.  Фигуры имитируют охоту древнего человека на зверей, жизнь в стойбище, обезьяноподобных людей, затем уже фигуры воинов времен средневековой Индии, бога Шиву, символы индийской государственности. Говорят, что это декорации какого-то приключенческо-фантастического индийского фильма. Как бы там ни было, декорации с каждым годом после очередного мансуна приходят в упадок и быстро разрушаются.. Жаль, а можно было бы сделать дополнительную туристическую аттракцию в Бадами.

Поездка по достопримечательностям Карнатаки по маршруту Биджапур – Айхоле – Паттадакал – Бадами – одно из интереснейших времяпровождений туриста в Гоа. Выкройте два дня из своей сонно-расслабляющей гоанской жизни и пуститесь в хорошей компании на поиск новых открытий – в Карнатаку!