Дом, длиною в полувек. Семейство Фернандесов и Брангаза в деревне Чандор, Южный Гоа

Окрестности города Маргао испокон веков известны в Гоа своими плодородными землями.  Куда ни глянь, вдоль дорог раскинуты рисовые поля и кокосовые плантации. К приходу португальцев у живущих на этих плодородных землях индийцев, сформировался свой класс богатых землевладельцев. Когда гоанские земли завоевали колонизаторы, часть богатых индийских  семей приняла католицизм и выступила соратниками португальцам. Тем самым они сохрани и свою жизнь,  и свои земли. Потомки этих семей активно участвовали в коммерческой и общественной жизни португальского Гоа. Они богатели, строили большие дома, наполняли их роскошным убранством по европейской моде и становились европеизированными индийцами.

В 1961 году в Гоа пришли индийские войска и, изгнав португальцев, установили новый строй. Индийская революция оказалось намного гуманнее нашей российской. Богатые землевладельцы были лишены своих земель, но им оставили жизни и их дома вместе с содержимым. Дома стояли наполненные роскошью, но содержать эту роскошь было уже не на что. Слуги разбежались, прихода денег на содержание дома и на жизнь семьи не было. Бывшие помещики пошли работать учителями, счетоводами, писарями, переводчиками. На хлеб хватало, но на дом не оставалось ни рупии. Большинство таких вилл и домов-палацио были заброшены и сами разрушались. Некоторые же семьи продолжали жить в своих бывших дворцах. Они жили в окружении уникальных антикварных сокровищ, но гордость за свой род и историю не давала им права продавать наследство. Когда на поддержку домов денег стало катастрофически не хватать, некоторые семьи открыли доступ в свои дома для любопытствующих туристов.

Так, в некоторых местах Гоа появились частные дома,в которые иногда по желанию хозяев разрешен доступ туристов. Это не частные музеи, это жилые дома, где хозяева принимают вас как гостя, рассказывают и показывают, как жили их знатные предки.  Дома-музеи такого рода уникальны и возможно нигде в мире больше не встречаются. Фиксированной таксы на посещение в таких домах нет. По окончании экскурсии хозяева скромно показывают шкатулку, куда гость может положить пожертвование на поддержку их дома.

Посетить такие уникальные дома мы отправились в небольшую красивую деревеньку Чандор к востоку от Маргао (Южный Гоа) вглубь континента.  Сама деревня имеет старую историю, которая была полностью уничтожена с приходом португальцев. В III-IV веках нашей эры  здесь располагалась столица местного индийского княжества Бходжей под названием Чандрапур. Эпоха расцвета для Чандрапура были X-XIII века, когда его сделали резиденцией короли династии Кадамба. Город славился плодородными землями и считался житницей Гоа. Местные крупные землевладельцы процветали и могли позволить себе большие дома, наполняя их роскошью.  

Живут сейчас в Чандоре потомки богатого индийского рода с типичной португальской фамилией Фернандес. Их предки приняли религию и обычаи пришельцев. Входные ворота длинного двухэтажного дома с резными окнами и балконом во всю длину приветливо открыты. На стене вывеска «Fernandes heritage home». Сара Барбоса Фернандес – так зовут пожилую хозяйку дома, построенного в XVI веке ее предками. После земельной реформы, когда ее семья лишилась средств к существованию, образованная девушка пошла работать учительницей в школу. Ей сейчас под 90 лет, но она иногда лично принимает гостей-туристов. Нас же встретил младший сын Сары 40-летний Ранджив Фернандес, оказавшийся  приятным собеседником. Ранджив сначала скромно начал рассказывать о находящихся  в коридорах и комнатах дома экспонатах. Но увидев наш неподдельный интерес, открылся и начал увлеченно вести за собой в историю своего дома и своего рода.

При входе в дом стоят резные деревянные носилки для переноса господ – «мачила». Одна из носилок с крытой будочкой – вариант для защиты от летнего солнца и дождей. «Раньше не было автомобилей и мои предки передвигались на дальние расстояния на таких носилках. Мачилу несли четыре слуги, оперев ручки носилок на свою голову и придерживая одной рукой», рассказывает Ранджив. Заходим на первый этаж дома и попадаем в самодельный музей старых уникальных вещей. На первом этаже семья не живет – здесь расположены хозяйственные комнаты и бывшие помещения для прислуги. Сейчас в комнатах нижнего этажа собраны старые шкафы, стулья, патефон, посуда, самовар, пианино. Один из Фернандесов позапрошлого века был священником – в углу комнаты висит его одеяние. Рядом с одеждой священника лежит огромный железный капкан – для охоты на слонов! Тут же нам показывают кокос, который похож на лицо бога Ганеши и благодаря этому очень почитается местными жителями. Особого сходства с Ганешей мы не заметили, но уважительно покачали головой перед кокосом.

Нас сразу привлекла каменная побитая статуя индийского божества.  «Это изображение бога Бхайрав. Его нашли в том месте, где строили церковь Чандора. Раньше на месте церкви был индуистский монастырь Махадева. Мои предки забрали себе этого идола домой», — показывает на каменную фигуру Ранджив.  Возраст этой каменной фигуры ученые оценили примерно в семь веков до нашей эры. Рядом с фигурой Бхайрава привлекает внимание еще один плоский камень. На нем выбиты какие-то знаки, явно очень древние. Табличка у камня и рассказ нашего гида подтверждает это. Письмена на камне относятся к 7 — 8 веку до нашей эры. Камень приобрел в свою коллекцию один из предков Фернандесов в 1930-х годах. И древний идол и камень с письменами преспокойно стоят в коридоре частного деревенского дома.

Пока заворожено разглядываем в кокосе Ганешу, Равджив зовет нас на второй этаж своего дома. На втором этаже живет его семья, семья брата и мама. Они пользуются посудой древних китайских династий, спят на кроватях и сидят на позолоченных креслах, которым по 400 лет, смотрятся в зеркала полувековой давности. Просто у них нет денег, чтоб купить пластиковую современную посуду или вентилятор. Поэтому и вынуждены они в повседневном быту пользоваться вещами, стоимость которых зачастую равноценна квартире где-нибудь в Симферополе.  Конечно, у них есть газовая плита и даже маленький старый черно-белый телевизор, а у детей брата пластмассовые игрушки. Но современность занимает лишь небольшую часть антикварного дома и теряется за тусклым блеском былой роскоши.

В зале для проведения балов до сих пор висят хрустальные люстры, стоят резные стулья с инициалами фамилии Фернандесов. Пианино позапрошлого века еще строит и на нем можно поиграть. Потускневшие зеркала в человеческий рост помнят яркие балы и светские приемы. А огромная картина-изображение знатного предка семьи — Винсенте Пауло Фернандеса с 1820 года взирает с этой стены на всех гостей дома. По углам и на полках, как и 300 лет назад, стоят китайские вазы династий Цин или Мин, отражая оконный свет. Кстати, стекол в окнах балкона нет. Раньше в Гоа использовали вместо стекол широкие  раковины моллюсков. Это удивительно, но из сотен раковин, хорошо пропускающих дневной свет, сделаны все окна в доме  Фернандесов.  

Заходим в спальню – старинная кровать с балдахином, резное трюмо, шкаф с секретными ящичками для хранения драгоценностей. Равджив показывает нам, как хранили драгоценности в их доме – за одним ящиком шкафа по очереди он вытаскивает еще семь потайных ящичков! Видя наш интерес к его дому, Раджив достает небрежно сложенную, изрядно потрепанную и порванную пачку документов. У меня наступил настоящий культурно-исторический шок. Документы на древнем индийском языке еще допортугальского периода. «Здесь написано, что наша семья является законным хозяином окрестных земель. Этим документам примерно 500 — 600 лет», — делиться  Равджив. Тут же в небрежно свернутой пачке лежат древние документы на право собственности, заверенные португальскими печатями. Несколько листов с печатями уже на португальском языке –  они моложе, им примерно 400 лет. Спрашиваем, почему документы в таком ужасном состоянии и не под стеклом на стене или где-то в музее. Сын хозяйки дома с искренней индийской наивностью замечает, что эти документы для них уже не имеют юридической ценности, так как земли отобраны.  А то, что каждая из этих бумаг стоит у коллекционеров несколько десятков тысяч долларов, Равджив даже не задумывается. При этом он сокрушенно вздыхает, что дом разваливается и не хватает сил и денег на его постоянный ремонт.

Государство никак не помогает и где-то понять это можно. В Индии такое огромное количество древних артефактов, что музеи переполнены. И 400 или 500 летний возраст каких-то документов для прародины древнейших цивилизаций  — срок просто детский. Очень хочется пожелать дому Фернандесов, чтоб его взяли под опеку какие-то международные фонды или организации типа ЮНЕСКО. Но куда писать и кому хозяева дома не знают. У них более насущные постоянные хозяйственные проблемы.

Идем дальше в жилую часть дома. В одной из комнат Равджив показывает платяной шкаф с секретом. В полу шкафа замаскирован люк, ведущий в подвал. Этим потайным ходом хозяева имения пользовались, чтоб спрятаться и уйти от бандитов. Лет 500 назад были часты военные стычки между местными правителями, нередко в город заходили шайки разбойников. Несколько раз и дом Фернандесов был ограблен и захвачен. Следы этих стычек видны в подвальном коридоре  — мушкетные пули пробивали насквозь тонкие стены. Раньше из подвала вел потайной ход к речке за домом – это примерно 200  метров. Сейчас ход засыпан. Выйдя из потайного подвала, замечаю на стене ржавые шпаги и сабли. Оказалось, это фамильное оружие Фернандесов. Как и большинство вещей в доме – в стоянии, далеком от музейного: в ржавчине и паутине. Ранджив разрешает мне снять со стены ржавую шпагу. Держа в руке теплый от жары клинок, представляю давние стычки  и кровь, поившую некогда это грозное оружие.  

В следующей комнате подходим к семейному алтарю. Прямо в доме одна из комнат выделена под общение с Богом. Свойственные индийским католикам изображения и фигуры Девы Марии, Христа, местных святых. Перед Божьей Матерью стоит маленькая шкатулочка, в которой лежит фигурка младенца. Очень похожа на наши игрушки-пупсики. Оказалось, что это кукла Христа-младенца. Он спит в шкатулке как в колыбели и когда в семье рождается ребенок, игрушечного младенца-Христа кладут ему в кроватку. Так Иисус охраняет ребенка от болезней и невзгод. В этой же комнате в творческом беспорядке у Фернандесов храниться огромная (более 1500 штук) коллекция медальонов с изображением Девы Марии. Эту коллекцию предки современных хозяев дома начали собирать еще в 19 веке и, конечно, она уникальна.  

Пока мы смотрели на алтарь, из своей комнаты вышла хозяйка дома – Сара Барбоса Фернандес. Пожилая женщина с красивыми чертами лица и угадывающейся аристократичностью — индийская «белая кость».  Проведя у гостеприимных хозяев более часа, мы засобирались в дорогу.  Сказав искренние слова благодарности за то, что эти люди смогли сохранить  историю своего рода и своего дома.

Дом Брангаса в Чандоре.

В центре поселка  Чандор в 30 километрах к востоку от Маргао – столицы Южного Гоа, возле церкви стоит длинный двухэтажный особняк индийской фамилии де Браганса-Перейра.  Дом поделен на две семьи – в одном крыле живет семейство Аурии де Браганса-Перейра, другое принадлежит Алваро де Браганса Перейра.

Мы попали в половину Аурелии де Браганса. Из дверей дома нам на встречу вышла группа туристов – пожилые немцы и семья индийцев. Дом Браганса более известен среди туристов, чем находящийся тут же в  Чандоре дом Фернандесов. О Брагансах упоминает интернет и некоторые путеводители.

Жители дома Браганса нам показались не сильно приветливыми к туристам. Они уже используют свой дом как полноценный музей фамилии. Если по дому Фернандесов нас водил сам хозяин, то у Брагансов работает специальный гид. Сразу отходит на задний план очарование жилого дома и прикосновения к тайне. И экскурсовод-индиец оказался просто с ужасной дикцией и очень сложно понимаемым английским. Хозяйка дома сидела на балконе и читала газету, но с нами не заговорила и не обращала внимания на гостей. Периодически по комнатам проходили другие члены семьи, так же молчаливо и непринужденно.

Дом Браганса выглядит побогаче дома Фернандесов – это настоящий дворец. Здесь более шикарный бальный зал – мраморный пол, огромные зеркала и позолоченными канделябрами хрустальных люстр, пианино. У стены стоят два позолоченных кресла, подаренные роду Браганса португальским королем. По углам расставлены древние китайские вазы, французские кушетки, лежат огромные панцири черепах и бивни слонов. В окнах бального зала уже не полупрозрачные раковины ракушек, а настоящие разноцветные мозаичные стекла. Но, в целом, атмосфера менее открытая и  интересная, чем у Сары Фернандес.

Конечно, особый интерес вызывает семейная домашняя часовня рода Браганса. Это отдельное помещение, пристроенное ко второму этажу дома с богатым, сверкающим позолотой и камнями алтарем. У ног Божьей матери храниться реликвия семьи – стеклянная шкатулка, обрамленная золотом и драгоценным камнями. В шкатулке храниться ноготок святого Франциска Ксавьеры – самого почитаемого в Азии католического святого, покровителя многих стран, в том числе и Гоа. Даже сложно предположить, какую историческую, материальную и духовную ценность составляет эта реликвия.   

Святая реликвия и шикарное убранство бального зала в доме Браганса – это уникальные объекты  для туриста, желающего познакомиться с культурой и историей Гоа. Поэтому мы советуем осмотреть в Чандоре обязательно оба дома – и Фернандесов и Браганса. Но начинать все же лучше с дома Фернандесов.