Музеи штата Гоа

Музеи Лаутолима. Южный Гоа

Деревенька  Лаутолим находиться в  Южном Гоа, по пути из  Панаджи в Маргао. Найти ее не составит по карте труда. Тем более, что местные жители хорошо знают деревню благодаря ее музею «Big Foot» в составе комплекса «Ancestral Goa».

«Ancestral Goa», что значит «Наследие Гоа» — музейный комплекс историко-этнографической направленности. Состоит он из трех отельных музеев: историко-этнографический музей под открытым небом «Big Foot», музей-усадьба фамилии Арауджо Альварес и музей-коллекция христианских крестов. Создал все эти музеи и руководит им местных житель искусствовед, художник и бизнесмен Маендра Джоселино Арауджо Альварес.

Музей крестов мы не посмотрели. Музей вилла фамилии Альварес после посещения вилл Чадора особо воображение не поразил. Этот дом представляет собой  типичный музей быта португальского дона в Гоа – экспонаты в витринах, мебель за стеклом, гид-индиец. Экскурсия начитывается из динамика приятным женским голосом, экспонаты подсвечены и расставлены в образцовом порядке. Кстати, этот музей единственный в Гоа, обладающий такой системой экскурсионного рассказа «Звук и Свет» . Все интересно и познавательно, но нет того очарования жилого дома, как у Фернандесов в Чандоре. Дом Альваресов и победнее на экспонаты, чем дома Чандора.

 

В трех комнатах дома представлены еще и выставки – собрание фигурок бога Ганеши (1200 разных изображений), собрание около 500 христианских икон и экспозиция картин, нестандартно изображающих образ Божьей Матери – мать и дитя  разных культур и народов. Больше всего в доме Альварес мне понравился необычный семейный туалет –  ряд туалетных отверстий в большой каменной скамье.     Доступность дома и его известность способствуют и тому, что вилла Альваресов предоставляется для съемок болливудских фильмов. В частности, здесь снимались моменты индийской новинки кинопроката супер-боевика «Сингам».

А вот музей «Big Foot» очень даже порадовал. Огромная зеленая уютная территория в несколько ярусов представляет собой примеры всех сторон быта гоанцев и португальцев.  Среди деревьев и скал занимаются своим делом несколько десятков человеческих фигур из папье-маше. Вот два рыбака идут с уловом домой, вот торговка продает цветы, там пастух ведет домой коров, а за углом из озера рыбак ловит рыбу.

На пригорке в саду своего дома гуляет юная португальская леди, а за ней шагает с зонтиком слуга-индиец. За мирной картиной наблюдает сидящая в кресле-качалке на балкао пожилая хозяйка имения. Учитель идет с учениками в школу, а священник-индус проводит пуджу богу Шиве. За углом расположен вольер с гоанскими птицами и небольшая плантация специй. Туристы подходят к небольшой пещере, на вход висит указатель: «Самое опасное в мире животное» и стрелка указывает за поворот. Аккуратно смотрим за решетку клетки и видим… зеркало!!! Так и есть: человек – самое опасное животное на планете.

Здесь же показывают гордость гоанцев – самую большую в Индии латеритовую скульптуру (14*5 метров). Ее за 30 дней выбил в материковой горной породе хозяин музея Маендра Арауджо Альварес. Фигура изображает индийскую богиню Эктара, играющую на флейте. Местные с гордостью показывают рабочий инструмент мастера, прославившего небольшую деревеньку на всю Индию.

Музей «Goa Chitra»

Мне всегда нравились этнографические музеи.  Если богатая коллекция подобрана с искусством и хорошим вкусом, интересным и насыщенным рассказом – то этнографическое  путешествие может захватить ваши мысли и воображение очень сильно.  Можно просто собрать в старую избу предметы деревенского быта и сказать «Так раньше жили и работали наши предки». Это будет не интересно. А можно структурировать коллекции по направлениям деятельности быта и жизни, подписать предметы, снабдив фото, картами и увлекательным рассказом. Тут же показать, как растет в натуре та или иная культура, как ее обрабатывали. Еще более интересно, когда восстановлены старые дома, мельницы, можно попробовать старую национальную кухню, почитать хороший буклет и т.д.  Тогда собрание становиться коллекцией и музеем, где интересно провести время и получить новые знания.

Именно таким первоклассным музеем оказался этнографический музей и центр «Goa Chitra» в деревеньке Бенаулим на юге Гоа, рядом с городом Маргао. Сразу скажу, что найти его сложно. Указателей на дороге нет. И лишь есть старый бетонный полуметровый указатель при повороте с дороги в переулок к  музею. Поэтому придется расспрашивать местных, из которых один на 15 человек знает о музее и сможет показать к нему дорогу. Сначала нам хотели за 50 рупий показать дорогу местные таксисты, потом сбили цену до 10 рупий, получив отказ, рассказали бесплатно!

Ворота въезда в музей сразу настраивают на серьезность. Касса, полноцветные качественные буклеты,  фирменные билеты,  вход 200 рупий, подходит девушка-экскурсовод, ведет грамотную экскурсию на английском. Все – по-европейски, на высшем уровне организации экскурсионного дела.

Музей частный и работает всего второй год. Но, тем не менее, музей успел принять уже около 50 000 посетителей. Хозяин — гоанец Виктор Нуго Гомес, реставратор,  художник, искусствовед, коллекционер. Экспозиции представлены на территории и непосредственно в здании музея. Внутри здания запрещено фотографировать, но нам сделали исключение.  Помимо собственно музея на значительной территории центра «Гоа читра», в 12 000 квадратных метров, расположены арт-галлерея, небольшая растительная ферма, реставрационная мастерская, перфоманс-арена, магазин.

Собирать вещи крестьянского и помещичьего быта Гоа Виктор Нуго начал еще будучи студентом. Позже были организованы экспедиции по деревням Гоа с целью сбора аутентичных артефактов крестьянского быта и работы. В итоге было исследовано более 300 старых хозяйств и домов, откуда собрано более 4000 объектов, многие из которых уникальны.

Во дворе под навесами стоят большие по размеру этнографические  древности. Здесь носилки для переноса богачей, прежде всего португальцев. Одного человека несли 4-6 слуг. Носилки инкрустированы серебром и медью, украшены вырезными узорами и фигурами. Интересна переносная кабинка для женщин. Она полностью закрыта от посторонних глаз, зато имеет пару окошек-форточек, открываемых изнутри – чтоб хозяйка могла смотреть на мир. Тут же небольшие кареты и повозки на одного человека, которые возили за собой местные рикши. Удивительным оказалось сидение для поездок  на верблюде. Оно рассчитано на 2-х человек и подстроено под горбатое животное.

В основных залах представлены экспозиции, предметы которых можно зачастую потрогать и понять, как ими работали 100 – 200 лет назад. Есть зал с предметами для возделывания земли, ухода за скотом и лошадьми, ткацкого дела, гончарства, кузнечного и строительного промыслов. Целые стенды посвящены охоте, рыбалке, торговле, музыке  и отправлению христианских и индуистских культов.

Запомнились колокольчики для коров и буйволов из бамбука, тяжеленный каменный ковш для святой воды, веревка из пальмового ствола, огромный пресс для давилки сахарного тростника, клеймо для  метки «своих» кокосов на дереве. В удивлении смотрели мы на огромные раковины двустворчатого моллюска, используемые вместо стекол в окнах. Улыбнулись каменному унитазу и умилились телефону времен португальского владычества.

При выходе из последнего зала музея к нам подошел его хозяин – располагающий к себе мужчина лет сорока. Поговорили о музее, о возможностях его рекламы, о наших странах и культуре. Посетовали, что туристы редко интересуются в Гоа музеями и историей земли и народа, в гостях у которого они отдыхают. Согласились с ним, что настоящее Гоа, настоящая интересная и пленительная Индия не на побережье, а внутри штата. Побережье – это курорт, глубинка – это жизнь и душа. Пожелав хозяину удачи, направились навстречу новым приключениям и знаниям.

Сайт музея http://www.goachitra.com/

 

Музей истории штата Гоа в Панаджи

Немногие туристы, отдыхающие в Гоа, тратят свои драгоценные отпускные дни на посещение музеев.  Если же у вас есть время, не ограниченное двумя неделями пакетного пребывания в Индии и плюс к этому интерес к истории, природе и культуре страны, то настоятельно  советую посетить местные музеи.

Музей, как и многое в Индии, представляет собой смесь глобализма и запущенности. С одной стороны – красивое двухэтажное здание в деловом центре столицы, с другой – обвалившаяся штукатурка внутри. Возможно, сказывается нехватка финансирования – ведь вход в музей для всех абсолютно бесплатный. Но я бы лучше заплатил 100 рупий, зная, что мои деньги и деньги других туристов пойдут на ремонт помещений.

Здание музея найти очень легко – от автостанции Панаджи нужно проехать в сторону реки и набережной метров 200 и повернуть на первом повороте налево к деловому центру города. Эта дорога в итоге будет идти параллельно набережной. Проехав еще метров 500, минуя небольшую площадь, увидите огромное здание национальной библиотеки. Сразу за ним примыкает здание музея. Любой местный прохожий и таксист знает где библиотека и музей  — спрашивайте, не стесняйтесь.

На входе в музей на стенах висят красивые мозаики, повествующие об истории Гоа. При входе охранник попросит Вас положить сумки в сейф и выдаст брошюру о музее. А дальше вы уже идете сами – везде под экспонатами есть подписи, поэтому все понятно.

Музей был основан в 1977 году, а в настоящее здание переехал 18 июня 1996 года. На данный момент в  музее хранится 15 тематических коллекций (около 8000 предметов). Все коллекции расположены по отдельным залам.

В зале «Скульптуры» выставлены всевозможные индуистские, джайнистские и буддистские скульптуры доколониальной эпохи. Кроме них, здесь можно посмотреть обычные и каллиграфические надписи на различных носителях, камни сати (сати – обряд самосожжения жены после смерти мужа) и окаменелые кости, самой старой из которых от 10 до 12 тысяч лет.

Камни «сати» очень похожи на изображения космонавтов-инопланетян, посещавших землю в древние времена! А на одном из камней с письменами четко видно изображение женщины, активно совокупляющейся с собакой! Причем все подробности нарисованы очень четко. Перед залом скульптур стоит огромная деревянная культовая индуистская колесница – первое, на что обращают внимание посетители.

С залом скульптур объединен зал «Христианское искусство». Здесь стоят культовые скульптуры периода португальского правления. В основном это Богородица, Иисус и различные святые. Также на стенах  портреты генерал-губернаторов и военная амуниция.

В зале «Религия» хранятся предметы индуистского религиозного культа. В зале  «История книгопечатания в Гоа» выставлены печатные прессы, привезённые португальцами в 1556 году. Здесь же хранятся листы первой напечатанной книги (1557)  «Doutrina Christa», макет для которой собирал ещё сам Франциск Ксаверий.

Так же на первом этаже расположен зал «Геология», где представлены модели гоанского рельефа и геологического строения.  Но на самом деле, даже мне как специалисту геологу многое было не понятно. Дело в том, что все легенды к картам и макетам распечатаны в очень плохом качестве и совершенно не читаются. Такое ощущение, что сделали это «лишь бы побыстрее отмазаться». Здесь представлены образцы местных минералов, отдельный стенд посвящен латеритам Гоа. В этом же зале представлены современные раковины моллюсков и окаменелости.

В зале  «Природное наследие» находятся диорамы гор Западные Гхаты, изображения флоры и фауны Гоа. Причем все это сделано так же очень кустарно, из папье-маше и пластика и никак не вяжется с серьезным музеем. Больше похоже на уголок «умелые ручки» в детсаду. Но когда привыкаешь к такому подходу индийцев к серьезным вещам, все это уже не кажется удивительным. На одном из стендов подробно приведены все виды змей, обитающих в океане и на суше в Гоа – тоже интересно.

Зал «Жизнь людей» показывает гоанскую культуру и быт. Здесь много всевозможных инструментов и приспособлений.  Зал «Развитие и окружающая среда», освещает проблемы загрязнения окружающей среды. Интересен зал «Мебель», где выставлена индийская и португальская мебель, в том числе стол инквизитора. На переходе на второй этаж стоят  огромные лотерейные машины XIX века. В зале «Борьба за независимость Гоа», представлены фотографии борцов за независимость, а также фотокопии моментов борьбы, но так же очень плохого качества. Здесь же копия документа об отречении  последнего португальского губернатора Гоа. В зале «Нумизматика» — коллекция монет и банкнот, при чем не только местных, но и из других стран мира.

Понравился зал «Гоанские форты» — на стенах фотографии всех гоанских фортов, старинные литографии  и подробнейшее описание каждого из фортов. Очень познавательно для любителей гоанской истории.

В целом, музей интересный. Конечно, составлены экспозиции не так, как в Эрмитаже или Лувре, но для индийского стиля жизни вполне подходит J

Сайт музея http://goamuseum.gov.in/

Goa Science Center в Панаджи

Это один из интереснейших музеев Гоа. Посещение этого необычного музея будет интересно и детям, и взрослым. Единственно, что интерес этот проявят люди пытливые к пониманию природы физических явлений, устройства нашей планеты, истории развития жизни, развинчиванию фокусов и т.д. После посещения научного центра многие явления природы станут отчетливо понятны. Индийским школьникам доступно покажут то, что мы изучаем в школах по картинкам учебников Физики и Географии.

Научный центр был открыт в 2001 году по идее Министерства культуры Индии. Территория представляет собой парк в 20 000 кв.м. площади, на которой расположено здание самого музея и планетарий. По территории парка расставлены различные механизмы, наглядно демонстрирующие физические процессы, а так же фигуры динозавров в полную величину. Пробуя своими руками механизмы на территории парка, дети и взрослые могут играя, изучить понять многие физические процессы.

В здании музея находятся две галереи —   «Занимательная наука» и «Океан». В галереи «Занимательна наука» множество экспонатов,  на которых можно изучить и проверить различные научные принципы и теории. Особое место занимают механизмы, направленные на обман зрения.

В галерее «Океан» множество стендов, рассказывающих о формировании океана, процессах в нем, откуда берутся волны, как появляются пляжи, почему движутся материки, как формируются полезные ископаемые, как изучают рельеф дна, как происходят круговороты в природе и так далее.

Здесь же есть научный кинотеатр, где  показывают обучающие фильмы в формате 3D. В небольшом планетарии посетителям даётся возможность понаблюдать за небом.

Адрес центра: Dr Jack De Sequeira Road, Miramar PANAJI, GOA — 403001. Время работы: Открыт ежедневно, с 10:00 до 18:00, кроме праздников Холи и Дивали. Сайт: http://www.goasciencecentre.in. Цена входного билета в 2012 году: 10 рупий, 15 рупий за научное шоу в формате 3D, 15 рупий за вход в планетарий, 5 рупий за вход в киберлабораторию