Два чувства вечно близки нам,
Они рождают серда пищу.
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
В жизни почти каждого человека наступает момент, когда явно становятся понятными эти пушкинские строчки. Мне они стали близки где-то к 30 годам. Заинтересовавшись изучением своего генеалогического древа, историей происхождения рода, я погрузился в настоящее захватывающее приключение – экспедицию по поиску своих родовых корней. В итоге исследований смог досконально изучить свой род по материнской линии вплоть до 1692 года, до 10 поколения. Оказалось, что как минимум 7 поколений моих предков по фамилии Колеровы служили верой и правдой русскому народу и православию – были священниками в Тверской епархии, что к северо-западу от Москвы. Случились и уникальные находки – так я точно нашел время и место, где предкам была присвоена фамилия «Колеров», до этого они мели лишь прозвища. Ну и самым неожиданным стало то, что мой троюродный прадед причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских для общецерковного почитания. Считается небесным покровителем города Кимры в Тверской губернии. Федор Колеров — настоятель Спасо-Преображенского собора города Кимры принял мученическую смерть в Таганской тюрьме 29 ноября 1929 года…
Дабы разобраться в некоторых спорных моментах биографии, я предпринял специальную генеалогическую поездку по тверской земле, посетив города Тверь, Кашин, Кимры. Нашел могилы своих предков, родовое гнездо – дом, где они жили. Все это дает неимоверный запас энергии, добрых чувств и благостность душе. Но об этом не будем говорить – каждый должен ощутить это самолично… Я же хочу рассказать о небольшом городке Кашин, двухдневное пребывание в котором оставило самые приятные и умилительные впечатления.
Дуняшкина радость и Обновленный Труд.
Автобус Тверь-Кашин едет более 3 часов по не радующим глаз южного человека сумрачным зимним просторам – заснеженные болота, одинокие деревца, полуразрушенные покосившиеся деревянные дома деревень. На автостанции Кашина сажусь в единственное такси и интересуюсь гостиницами. На что таксист заявляет: «Да у нас в городке всего одна гостиница». Гостиница с гордым названием «Русь» — советская пятиэтажка из кирпича, половина номеров которой ныне сдаются под офисы. Портье была слегка удивлена нежданному постояльцу – похоже, я жил два дня в гостинице вообще один. 500 рублей в сутки и я открываю заветную дверь номера. Да уж, давно я такого не видел, а видел я гостиниц не мало! Площадь номера метров 6, ободранные обои, совершено не крашенная рама, зато забитая строительной пеной. В принципе, если просто заночевать – то сойдет. Поняв, что недавнее пребывание в пятизвездном отеле в Шанхае меня разбаловало, я вышел прогуляться улочками старинного русского городка.
На вопрос относительно точек питания, мне указали два заведения – типичная совдеповская столовка и кафе «Старый Кашин». Надо сказать, что в столовой было вкусно и недорого – за 89 рублей вполне приемлемый обед. Зайдя в продуктовый магазин, улыбнулся леденцам «Дуняшкина радость», уксусу «Дядя Ваня» и печенью «Бомбейские печенюшки». Умилили три бутылки родного портвейна «Алушта».
Население Кашина – не более 20 000 человек. Работают люди на спиртозаводе, фабрике, курорте. Кстати, курорт «Кашин» — очень известное место в средней полосе России. Здесь издавна били ключи с целебной водой. В 1885 году был проведен их анализ и кашинские минеральные воды были причислены к разряду углекисло-железистых серных источников, пригодных для лечебных целей. В 1892 году Высочайшим указом кашинские воды были объявлены имеющими «общественное значение». Современный санаторий «Кашин» ежегодно принимает тысячи больных.
Удивили названия городских улиц – наверное, больше ни в одном городе такого нет. Горожане удивлялись мне, когда я фотографировал таблички улиц с названиями: улица Штаб, улица Красных Идей, улица Смычка, улица Обновленный Труд, улица Красные Зори, улица Правды. Как ни странно, все эти улицы выходят к древним кашинским церквам. Новая красная власть специально таким извращенным способом пыталась стереть дороги к храмам. Но уничтожить православие в таком удивительном городе – дело невозможное.
Святая Обитель.
Первое упоминание о городке Кашин относиться к 1238 году – в перечне разоренных монголо-татарами русских городов. К XIX веку город становиться одним из крупных купеческих центров Тверской земли. В XVI – XVII веках в городе насчитывается более 70 храмов. И это при том, что население было всего 3,5 тысячи человек! Вот уж поистине российский Афон! Строительство храмов велось за счет купцов и с четкими соблюдениями общего плана городской застройки. Древние зодчие разработали уникальную градостроительную композицию, в основу которой была заложена символика Спасителя –Крест. В центре креста был возведен кафедральный Воскресенский собор, у которого перекрещивались две оси. На продольной оси стояло 17 храмов, на поперечной 16. Общее количество – 33 храма соответствовало возрасту Христа. Воскресенский собор был окружен ожерельем церквей числом 24, что должно было вызывать мысль о граде Иерусалиме. Ожерелье церквей было выполнено в форме Чаши — Святого Грааля. А уже общий комплекс храмов из креста и чаши включал в себя большой треугольник, захватывающий весь город. В каждом из углов треугольника находились крупные монастыри – Клобуков, Сретенский и Дмитровский Солунский. В каждом из этих монастырей были храмы во имя Святой Троицы, объединяя монастыри в символический треугольник Святой Троицы.
Но и помимо количества храмов и их уникальной геометрической формы градостроительной застройки, православному Кашину есть чем гордиться. Согласно преданию в Кашине прошли последние годы жизни святой княгини Анны Кашинской. Муж ее — тверской князь св. Михаил — был замучен в Орде в 1318 г. После его кончины Анна постриглась в монашество, с именем Софии, в тверском Софийском женском монастыре, а затем, по усиленной просьбе своего младшего сына, удельного князя кашинского Василия, переселилась в город Кашин, в построенный ее сыном Успенский женский монастырь, и здесь приняла схиму с именем Анна. 2 октября 1368 года Анна скончалась и была погребена в том же монастыре. Своей жизнью она снискала такое глубокое уважение современников и благоговейную память потомков, что писались ее иконы В 1649-м году её мощи были торжественно перенесены из Твери в Кашин. Царь сам совершил пешее паломничество в Кашин и тогда же Анна была канонизирована. Прошло четверть века, умер царь Алексей Михайлович, поддержавший канонизацию. Новый патриарх, Иоаким, приказал вычеркнуть Анну из списков святых. Особенно возмутило патриарха, что пальцы ее нетленного тела были сложены для двуперстного крестного знамения. А приказано было креститься тремя пальцами! И только в 1909 году вновь признали Анну святой. Сейчас Анна Кашинская является небесным покровителем города, ее изображения можно встретить повсюду, каждый житель расскажет о ее житие и покажет место, где хранятся мощи святой.
Количество храмов, сакральная градостроительная композиция, собственная святая покровительница — вряд ли где-то еще в России есть подобный намоленный город!
Иван Коваленко, географ, член ФИЖЕТ