Чатырдаг — любимая гора архиепископа Иннокентия

Православным крымчанам хорошо знакомо имя св. Иннокентия, архиепископа Херсоно-Таврической епархии в 1848 — 1857 гг. Архиепископ Иннокентий (в миру Иван Алексеевич Борисов) внес огромнейший вклад в развитие православия на полуострове. Он был широко образованным и интересующимся человеком — был избран почетным членом Московского и Санкт-Петербургского университетов, академиком Императорской академии наук, являлся активистом археологического и Русского географического обществ, императорского общества сельского хозяйства, написал более 20 крупных богословских трудов. Огромный патриотизм и единение с русским народом проявилось во время Крымской (Восточной) войны, когда св. Иннокентий своими речами и литургиями поддерживал воинов, идущих на поле брани, не давал пасть духу простых крымчан.

Но главным делом своей жизни Иннокентий считал создание в Крыму национального святого места, наподобие греческого Афона, — свой «русский Афон». Греческий Афон, как известно, является одним из центров православия, местом поклонения святым мощам, местом множества монастырей и христианских реликвий. «Крым как будто создан для того, — говорил Иннокентий, — чтобы быть нашим русским Афоном. Я желал бы понемногу возобновлять в горах его разрушенные храмы и поселять при них монахов: Таврия далеко превзойдет греческий Афон». Святейший Синод одобрил помыслы архиепископа и вслед за этим последовало открытие Успенского, Херсонесского, Инкерманского, Козмодамиановского, Кизилташского и Катарлезского монастырей.

Главным же центром русского Афона св. Иннокентий мечтал увидеть его самую любимую крымскую гору — Чатырдаг. Это, действительно, особенная гора, которая в течение всей крымской истории пользовалась почитанием у жителей Таврики. Ее трапециевидный силуэт виден за десятки километров вокруг, а благодаря своей обособленности от остальных гор, что усиливает эффект его величия, Чатырдаг, вплоть до конца XIX века, считался высшей горой Крыма.

Косвенным доказательством религиозного почитания горы у крымских христиан служит название её высшей точки — Эклизи-Бурун (Церковный мыс). П. И. Сумароков, побывавший на Эклизи-Буруне в начале XIX века, засвидетельствовал: «Поверхность усеяна каменьями, буграми, между коих видны развалины греческой церкви, зовомой Панагия, то есть пресвятой, куда греки единожды в году, в Троицын день, возносились многолюдным ходом для молебствования». В настоящее время никаких следов церкви там нет.

Иннокентий тоже не застал на ее вершине развалин церкви, но, тем не менее, мечтал возвести на ней храм, который «отрадною, путеводною звездою сиял бы всем путешествующим и плавающим». Святой Иннокентий считал Чатырдаг «короной русского Афона», который он мечтал возвести на Крымских горах. Здесь же, на Чатырдаге он думал поселиться «на закате дней своих». В 1851 году архиепископ Иннокентий, выехав на лошади ранним утром из Козмодамиановского монастыря, поднялся в полночь на вершину Чатырдага, где в одиночестве совершил молитву, после чего направился в Симферополь, поскольку должен был служить там утреннюю литургию. В город он прибыл около 8 часов утра и, несмотря на то, что целые сутки не спал, уже в 10 часов начал благовесть.

А чтоб вид любимой горы всегда был перед его взором, Иннокентий в Одессе на своей даче насыпал холм высотой «до двух сажень» (более 4 метров), похожий на Чатырдаг, на вершину которого вела витая дорожка. По воспоминанием приближенных к архиепископу людей, Иннокентий часто подолгу сидел на этом холме, «погруженный в глубокие думы».

После смерти св. Иннокентия вынашивались идеи возвести на вершине так любимого им Чатырдага храм в его имя. К сожалению, этим благим помыслам не суждено было сбыться.